суббота, 23 февраля 2013 г.

Опять 35: Самая дорогая малозаметность в мире.





Самая дорогая система вооружений ("Time", США)

Майор корпуса морской пехоты Арик Либерман (Aric Liberman) необычайно скромен для бывшего «морского котика», ставшего летчиком-истребителем. Он совсем недавно посадил на аэродроме основной операционной базы самолет F-35 – один из 2457 истребителей, планируемых к производству Пентагоном. Общая стоимость всех машин составит 400 миллиардов долларов, и это будет самая дорогостоящая программа закупок вооружений в истории человечества. Стоя посреди праздничной шумихи и кутерьмы в этот солнечный день на летном поле в Юме, штат Аризона, он отказал фотографам в просьбе поднять большой палец вверх и попозировать для камер. «Нет, нет, нет», - возразил он, улыбаясь.




Сдержанность Либермана вполне понятна. Хотя морпехи приветствовали его прибытие, поскольку это означает, что их первая эскадрилья F-35 вошла в боевой состав, здесь есть один камень преткновения. «Эскадрилья в боевой состав вошла, - заявил официальный представитель корпуса морской пехоты, - а вот самолет в строй пока не введен».

F-35, призванный стать смертоносным небесным охотником 21-го века, сам стал предметом травли и образцом расточительности Пентагона в новую эпоху бюджетной экономии. Вместо звездно-полосатого флага на его фюзеляже вполне можно нарисовать мишень для стрельбы, ибо огонь критики по нему ведется постоянно. Шлемы летчиков действуют не так как надо, самолет пока не сбросил ни одной бомбы и не выпустил ни одной ракеты, а программное обеспечение, необходимое для боевых действий, пока остается на чертежных планшетах.

Вот почему, когда Либерман сажал свой F-35 перед толпой напряженно ждавших посадки зрителей, среди которых был и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, он не продемонстрировал одну из самых поразительных его характеристик: способность садиться по-вертолетному с использованием поворотного сопла из титана, которое создает подъемную тягу. Это трюк для испытателей, а не для боевых летчиков, таких как он.



Между тем, стоимость самолетов с 2001 года почти удвоилась, и составляет сегодня 396 миллиардов долларов. Производственные задержки вынудили ВВС и ВМС потратить дополнительно как минимум 5 миллиардов долларов для продления срока службы действующих машин. Корпус морской пехоты, являющийся самым дешевым видом вооруженных сил (если не считать его любви к самолетам с почти вертикальным взлетом и посадкой, которые находятся на его любимых авианосцах), потратил 180 миллионов долларов на 74 подержанных британских самолета AV-8, чтобы разобрать их на запчасти для «Харриеров» из рейгановской эпохи, дабы их можно было эксплуатировать и дальше, пока F-35 не будут введены в строй. Страны-союзницы уже вполне серьезно рассматривают альтернативы истребителю F-35.

Однако критика еще больше усилится, поскольку есть опасения, что затраты на F-35 отразятся на других военных программах. Если к 1 марта законодатели не договорятся о бюджете, Пентагону грозит сокращение расходов в виде секвестра на сумму 500 с лишним миллиардов долларов. Это означает 10-процентное сокращение проектов бюджета на предстоящее десятилетие. Два года назад Белый дом предсказывал, что эти сокращения будут настолько обременительны для ястребов из рядов Республиканской партии, что никто на них не пойдет. Но сейчас Великая старая партия раскололась, и многих ее членов больше беспокоит дефицит, нежели оборона.

«Мы тратим, наверное, 45% общемирового бюджета на оборону. Если мы сократим эту цифру до 42 или до 43%, неужели мы окажемся под угрозой какого-нибудь вторжения? – спросил член палаты представителей из Мичигана республиканец Джастин Эмаш (Justin Amash) из новой поросли ястребов и борцов с дефицитом, для которых разговоры о расходах являются даже большей угрозой, чем война. – Мы банкротим нашу страну, и это создает для нас большую опасность».

Лидеры республиканцев в палате представителей начали говорить о сокращении военных расходов как о чем-то неизбежном. Президент Обама предупредил, что если конгресс не представит новый план, «в предстоящие недели последуют жесткие решения», например, прозвучавшее недавно заявление о том, что отправка авианосца в Персидский залив откладывается в целях экономии денежных средств.

Печальный парадокс состоит в том, что сокращение расходов на F-35 на данном этапе не даст существенной экономии в ближайшей перспективе, потому что Пентагон недавно заключил контрактов на эту машину почти на 5 миллиардов долларов. Однако обязательные в рамках секвестра сокращения отодвинут закупки дополнительных самолетов и необходимые для этого испытания на более позднее время с неизбежным в такой ситуации результатом: стоимость каждого самолета вырастет еще больше. К сожалению, в этом для самолета F-35 Lightning II нет ничего нового.

Как мы дошли до этого?

Одномоторный одноместный самолет F-35 это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадь, если так решила комиссия. Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.



«Мы все яйца сложили в одну корзину F-35», - сказал сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn). Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины весьма консервативно. Но на самом деле, Пентагон поступил как раз наоборот. Он решил построить три версии одного самолета по средней цене 160 миллионов долларов каждый (проблема №1); договорился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными выполнять разные задачи (проблема №2); а затем начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны окончательно – за десять с лишним лет до завершения важнейших доводочных испытаний (проблема №3). Военные уже потратили 373 миллиона долларов на ремонт закупленных самолетов, а окончательная стоимость ремонта дефектных машин оценивается ближе к 8 миллиардам.

В 2002 году главный закупщик оружия для Пентагона Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) заявил, что F-35 «задает новые стандарты научно-технического прогресса» и «переписывает книги по закупкам и по коммерческой практике». Его преемник в прошлом году выразил другое мнение. «Мои слова попадут в заголовки, если я скажу об этом, но я все равно скажу, - заявил Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). – Начинать производство F-35 за несколько лет до первого испытательного полета было порочной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало».

Пентагон и его союзники говорят, что потребность в F-35 была настолько велика, что самолет приходилось строить одновременно с его проектированием. (Прошло более десяти лет с начала проектирования, но чертежи машины меняются по 10 раз на дню, семь дней в неделю.) «Технологические преимущества американской боевой авиации составляют по времени менее пяти лет, - утверждает военный эксперт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute) Том Доннелли (Tom Donnelly). – Для сохранения качественных и количественных преимуществ Соединенным Штатам уже сегодня нужно принимать на вооружение целый флот истребителей пятого поколения».

Другие же заявляют, что ни одна страна мира не обладает оружием в таком количестве и такого качества, чтобы сейчас или в перспективе бросить вызов американскому господству, и что спешка с разработкой и созданием F-35 имеет скорее внутренние, нежели внешние причины. «У нас всегда был такой сексуальный зуд и стремление иметь новый самолет в каждом виде вооруженных сил, - говорит Том Кристи (Tom Christie), руководивший в Пентагоне всеми испытаниями оружия с 2001 по 2005 год. – Стремление настойчивое, упорное и естественное».

Родившийся в результате внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не оптимальным вариантом для каждого вида вооруженных сил; но он был достаточно хорош для всех трех. Ни ВВС, ни ВМС не понравилась его похожая на обрубок конструкция. Маленький и широкий фюзеляж самолета F-35C заставил разместить тормозной гак близко к шасси (2 с небольшим метра, в то время как у F-18, на смену которому он придет, данное расстояние равно 5,5 метра). Из-за этого производить захват тормозного троса на палубе авианосца довольно сложно. Из-за небольшой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтобы F-35C мог выполнять свои задачи. Без дозаправки в воздухе при помощи громоздких самолетов-заправщиков F-35C может летать только с внешними топливными баками, а это сводит на нет его характеристики малозаметности, которые являются главным боевым достоинством данной машины.

Из-за включения в программу трех видов вооруженных сил ухудшилась гибкость управления, а налогоплательщика поставили в весьма затруднительное положение. У каждого вида были свои рычаги давления, поскольку каждый мог пригрозить выйти из программы. Поэтому проблемы стоимости отошли на задний план, и главным вопросом стали характеристики самолета. «ВВС могли в принципе принять военно-морской вариант, получив существенно большую дальность и конструктивную прочность, - говорит Джон Янг-младший (John Young Jr), занимавший высокие гражданские должности в ВМС и Пентагоне с 2001 по 2009 год. – Однако командование ВВС отказалось от рассмотрения этого варианта».

Но если ВМС и Янг были недовольны действиями ВВС, то сами ВВС были недовольны действиями морской пехоты. «Это программа, создающая рабочие места в авиации корпуса морской пехоты, - говорит отставной генерал Меррилл Макпик (Merrill McPeak), занимавший должность начальника штаба ВВС с 1990 по 1994 год. – Мысль о том, что мы можем создать общую конструкцию для всех, ошибочна изначально». Он с насмешкой говорит о требовании морских пехотинцев сделать самолет с вертикальной посадкой, заявляя: «Идее посадки на берегу с целью оказания поддержки войскам вблизи какого-нибудь импровизированного аэродрома, а-ля Гвадалканал, не суждено осуществиться».

Сосредоточившись на ведении двух войн после 11 сентября, Пентагон ослабил контроль над программой F-35. В результате расходы существенно выросли, а отставание от графика составило 10 лет. F-35 корпуса морской пехоты должен был появиться в войсках и приступить к ведению боевых действий в апреле 2010 года; самолет ВВС – в июне 2011 года, а военно-морской вариант в апреле 2012 года. Порвав с существовавшей традицией, Пентагон сегодня не назначает сроки «первоначального ввода в строй» ни для одного из этих самолетов, в связи с чем задержки могут составить несколько лет.

Каковы бы ни были достоинства этого самолета, проталкивающих данную программу законодателей вряд ли можно назвать беспристрастными наблюдателями. Те 48 членов группы конгресса, которые ратовали за унифицированный ударный истребитель, и многие из которых заседают в комиссиях по надзору за Пентагоном, получили от главных подрядчиков F-35 в два раза больше пожертвований на свою предвыборную кампанию в 2012 году, чем не входящие в ее состав кандидаты. Те избиратели, которые голосовали за данных законодателей, в свою очередь, занимают в 45 штатах 133000 рабочих мест по программе создания F-35. (Создающая эту машину компания Lockheed Martin говорит, что количество рабочих мест удвоится, когда начнется серийное производство.)

Пентагон и Lockheed Martin долгие годы находятся в состоянии войны, что еще больше усугубляет ситуацию. Генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан (Christopher Bogdan), занимающий в Пентагоне высокую руководящую должность по программе F-35, заявил прошлым летом, что отношения между ними «самые отвратительные из всего, что я видел – а я видел многое». Однако стороны заявляют, что худшее уже позади. Президент Lockheed Martin Мэрилин Хьюсон (Marillyn Hewson) в прошлом месяце заявила, что налет у машины составляет 5000 летных часов, что программа его летных испытаний ускорена, и что диапазон эксплуатационных режимов самолета устойчиво расширяется. «Наша растущая производственная линия, устойчивость операционной базы и расширенная подготовка летчиков – все это наглядные показатели того, что программа F-35 движется по позитивной траектории», - сказала она. Поставки новых машин F-35 в 2012 году выросли в два с лишним раза, составив 30 единиц.

Пилоты любят F-35. В кабине у него есть новые приборы, клавиши и копки. «Перед тобой большой дисплей с сенсорным экраном – это интерфейс для поколения iPad, - говорит полковник корпуса морской пехоты летчик-испытатель Артур Томасетти (Arthur Tomassetti). – Легкими движениями левой и правой руки ты можешь заставить этот самолет делать то, что тебе хочется. А если тебе ничего не хочется с ним делать, он будет находиться в том режиме, в котором ты его оставил». Так что летать на нем просто. «Я смотрю на изумрудное море на фоне белых песков, - говорит Томасетти о своих полетах вдоль побережья Мексиканского залива, которые он совершает из Флориды с авиабазы Эглин. – Я вспоминаю свои многочисленные полеты на других самолетах, когда у меня не было времени на такие вещи».

Но военные технологии вот уже несколько лет уходят в сторону от пилотируемых истребителей. Беспилотные летательные аппараты, оружие, применяемое вне досягаемости средств поражения, а также бомбы с GPS-наведением снижают практичность и полезность пилотируемых самолетов, у которых такая маленькая дальность. Их недостатки становятся еще более заметны в связи с разворотом Пентагона в сторону Тихого океана. Там небольшой боевой радиус действия F-35 (755 километров для морской пехоты, 940 километров для ВВС и 990 километров для ВМС) создает для него еще более серьезные проблемы.

Главное в управлении самолетом это компьютеры. Но вместо того, чтобы использовать преимущества простоты, F-35 идет в другом направлении. О сложности его устройства можно судить по 24 миллионам строк компьютерного набора команд самолета, включая 9,5 миллиона на борту машины. Это в шесть с лишним раз больше, чем у морского варианта F-18. F-35, говорят государственные аудиторы, «такой же сложный, как и все на земле».

Предполагалось, что компьютеры заменят большую часть опытных образцов, позволив одновременно начать производство всех трех вариантов F-35 на сборочной линии в Техасе. Именно так поступила Toyota, начав одновременно выпускать на своем огромном предприятии в Кентукки марки Avalon, Camry и Venza. «Достижения в области технологий, средств проектирования и производственного процесса существенно изменили ход конструкторских работ и строительства», - заявил в 1997 году главный закупщик оружия для Пентагона Пол Камински (Paul Kaminski).

Но Lockheed это не Toyota. Журнал Aviation Week & Space Technology, ставший библией авиакосмической промышленности и ее традиционным сторонником, опубликовал прошлой осенью редакционную статью, в которой было заявлено, что эта программа «уже потерпела неудачу» по затратам и графику реализации, а также, что его характеристики пока до конца не подтверждены. Журнал предложил выставить F-35 против действующих истребителей F-15 и F-16 в составе ВВС и F-18 из военно-морских сил, сравнить их и определиться с перспективами закупок истребительной техники.

Дж. Майкл Гилмор (J. Michael Gilmore), сменивший Кристи на посту главного руководителя испытаний оружия в Пентагоне, сообщил в январе, что все три версии машины будут менее скоростными и маневренными, чем предполагалось вначале. Из-за снижения веса машины она стала на 25% более уязвимой для огня противника. По его словам, в период с марта по октябрь лишь один из трех самолетов F-35, на которых летают американские военные, был готов к полетам.

Такие проблемы неизбежно вызывают задержки, а это неумолимо ведет к повышению цены. «Lockheed Martin и программа F-35 не продемонстрировали никакой реакции на рост издержек, - говорит специалист по военной авиации Ричард Абулафия (Richard Aboulafia) работающий в компании Teal Group, которая анализирует деятельность военно-промышленного комплекса. – Из-за этого программа становится весьма уязвимой».

А тучи продолжают сгущаться. Руководство Пентагона и Lockheed знает, что для снижения стоимости самолета им надо продать сотни F-35 в десяток стран. Однако Канада объявила в декабре, что будет искать альтернативы запланированным закупкам 65 машин F-35. Она сделала это после того, как независимый анализ установил, что общий объем затрат на эти машины на весь срок их эксплуатации составит почти 46 миллиардов долларов, что примерно вдвое больше прежних оценок (прогноз по затратам на американские машины – 1,5 триллиона долларов). Австралия недавно заявила, что хочет дополнительно закупить 24 самолета F-18 компании Boeing, которые производятся в Сент-Луисе. Это почти стопроцентная гарантия того, что она сократит объем закупок F-35, который по плану составляет до 100 машин.

Правильный ли это самолет?

Хотя сейчас активно дискутируется вопрос о том, как правильно делать F-35, есть вопрос и поважнее: а правильный ли это самолет для американских вооруженных сил в 21-м веке? F-35 это истребитель так называемого пятого поколения. Это означает, что он с самой земли должен быть незаметен для радаров противника, которые могут быть использованы для его поиска и уничтожения. В военных кругах все говорили о технологии «стелс», когда Пентагон замышлял программу создания F-35. Но это было задолго до того, как сцену уверенно заняли беспилотники. Из-за них мысль о полетах человека сквозь заградительный огонь зенитной артиллерии и ракет начала казаться странной и даже эксцентричной. «В ВВС, - говорит Абулафия, - выпили слишком много розовой жидкости, произнося тосты за пятое поколение».

Более совершенные датчики и компьютерные технологии с каждым днем снижают ценность малозаметности, говорит начальник штаба ВМС адмирал Джонатан Гринерт (Jonathan Greenert). Со временем, предупреждает он, наш потенциальный противник будет иметь достаточный объем информации по самолетам «стелс» для противодействия им.

В ВВС опасались, что «дополнительные закупки истребителей четвертого поколения создадут прямую угрозу программам строительства истребителя пятого поколения». Об этом в ноябрьском-декабрьском номере журнала ВВС Air & Space Power Journal написал подполковник Кристофер Ньеми (Christopher Niemi), много лет пролетавший на самолете F-22. Отказ ВВС рассмотреть вопрос о закупке новых машин четвертого поколения F-15 и F-16 вместо F-35 «грозит сокращением численности истребительной авиации ВВС до опасно низкого уровня, особенно в условиях нынешних бюджетных ограничений», заявил он.

Для обеспечения малозаметности приходится жертвовать дальностью полета, летным временем и бортовым вооружением – а это три главные составляющие воздушного боя. Все эти факторы определили судьбу истребителя F-22, единственного в США боевого самолета пятого поколения. Он стоит без дела в ангарах по всему миру вот уже семь лет, а страна в это время вела и ведет войны в Афганистане, Ираке и Ливии. Однако F-22, построенный для ведения войн будущего с противником, которого пока нет, не вылетел еще ни на одно боевое задание.

Если 1 марта будет проведен секвестр, производство F-35 замедлится, а его летные испытания будут отложены. Об этом однозначно говорят руководители данной программы. Из-за этого самолет в итоге станет дороже.

Но Пентагон буквально за 100 часов до первого срока секвестра, назначенного на 2 января, пробил контракт на 31 самолет стоимостью 4,8 миллиарда долларов. Благодаря этому значительная часть программы будет продолжена и пойдет на автопилоте.

«Программа F-35 создала хороший буфер, своевременно получив контракт на очередную партию самолетов, - говорит эксперт по военному бюджету из независимого Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) Тодд Харрисон (Todd Harrison). – Это значит, что Lockheed и все его субподрядчики получат большой заказ и объем работ, на которые секвестр никак не повлияет. Так что пока они могут продолжать свою работу в соответствии с планом».

Видимо, в итоге F-35 окажутся все-таки очень малозаметными.


http://inosmi.ru/world/20130220/206125948.html
http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,2136312-1,00.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий